Согласно статистике Businessmens.ru, за 11 месяцев 2023 года по сравнению с январем–ноябрем 2022 года спрос на франшизы вырос на 57,7%. Российские бренды стремительно занимают рыночные ниши ушедших западных марок, малый и средний бизнес пользуется широким арсеналом мер государственной поддержки — все больше предпринимателей задумываются о масштабировании бизнеса. На этом фоне наблюдается острый дефицит компетенций в сфере франчайзинга как у владельцев бизнеса, так и у директоров по развитию и маркетингу, консультантов, юристов. Восполнить этот дефицит призван новый курс Digital IP и «Франчайзинг-Интеллект», разработанный одним из ведущих отраслевых экспертов Марией Кизима.
Программа профессиональной переподготовки Digital IP и «Франчайзинг-Интеллект» — это первый в России специализированный курс по франчайзингу, по результатам прохождения которого выдается диплом установленного образца. Преподаватели программы — это ведущие практики и федеральные эксперты сферы франчайзинга, а сам курс сочетает практикоориентированность и глубокую систематичность. Каждый тематический блок разбирается не только в режиме лекций, но и в формате семинаров, воркшопов и домашних заданий с обратной связью от экспертов. Все полученные знания учащиеся будут закреплять и тестировать в рамках своих собственных проектов.
Как отметила автор курса, соучредитель «Франчайзинг-Интеллект» и цифровой платформы по франчайзингу «Скейлит» Мария Кизима, курс позволит слушателям получить уникальные знания «на кончиках пальцев» от золотого состава экспертов, повысить свой социальный капитал за счет нетворкинга и получить доступ к закрытому комьюнити участников программы: «Одно из значений слова franchise — привилегия. И быть причастным к миру франчайзинга — это в самом деле привилегия. Здесь — самые смелые и амбициозные. Те, кто хочет создать что-то ценное для рынка, используя win-win-стратегию, мыслят масштабно и вдохновляют других идти за ними, созидать через сотрудничество и объединение. Хочешь идти быстро — иди один, хочешь идти далеко — собери единомышленников. Однажды попав в мир франчайзинга, возвращаться уже не захочешь. И получить эту привилегию можно здесь, на курсе “Директор по франчайзингу”».
По словам федерального эксперта по франчайзингу, ментора Сколково, соавтора курса Юлии Богушевской, франчайзер — это стратег и визионер высокого уровня, а юристы, менеджеры и маркетологи в этой сфере создают крепкие устойчивые бизнес-партнерства через ювелирные механики и сложные экспертные инструменты. При этом членам команды франчайзинговой сети зачастую приходится выстраивать стратегии на десятилетия вперед. «На рынке очень немного специалистов по франчайзингу, в том числе и узкопрофильных юристов. Почему? Потому что мало знать законодательство (для франчайзинга оно шире, чем просто ГК) — надо обладать всей широтой картинки создания и управления франчайзинговой сетью. Развивать helicopter view. Этим мы и будем заниматься на курсе», — пояснила она.
Без понимания коммерческих и репутационных рисков франчайзера и франчайзи договор коммерческой концессии останется простым шаблоном, набором формальных положений. Именно поэтому курс будет полезен в том числе юристам в сфере интеллектуальной собственности. «Команда экспертов раскроет слушателям широкий спектр возможных рисков во франчайзинге, чтобы на берегу все учесть и уже не нести лишние расходы на рестарт франчайзинговой программы. Юрист, который это знает, — бесценный человек в мире франчайзинга», — уточнила Мария Кизима.
В первом блоке курса слушатели узнают, как спроектировать франшизу, в частности как подготовить проект к масштабированию, что важно предусмотреть и как избежать типовых ошибок. Во втором блоке будет подробно разбираться структура франчайзингового проекта: что обязательно должно быть во франшизе, что должен включать пакет документов, как обучать и контролировать франчайзи, каковы основные инструменты монетизации франшизы, как тиражировать успех и атмосферу бизнеса, какие новации есть на рынке и что можно внедрить в свою практику. В третьем блоке речь пойдет о том, как подготовиться к продаже франшизы юридически — защитить бренд, составить договор франчайзинга и минимизировать риски, какие споры рассматриваются в судах и почему франчайзинг сопряжен с рисками дробления бизнеса. Четвертый блок отвечает на вопрос, как управлять франшизой: что такое качественная франшиза, чего ждут франчайзи и почему они уходят, как выстроить систему мотивации и поддержки франчайзи.
Среди преподавателей и экспертов: управляющий партнер федеральной сети салонов «Пальчики» Антон Декорнос, руководитель международной сети интерактивных развлечений «Клаустрофобия» Владимир Жиганов, директор по развитию компании PIMS Стива Аралов, основатель компании «Франчайзинг-Интеллект» Юлия Богушевская, совладелец международного агентства Fish&Fish Олег Юдин, генеральный директор «Феникс Мир», франчайзер бренда Pizza Hut, совладелец бренда One Price Coffee Алексей Чайка, генеральный директор сети языковых клубов «Англичанка» Анна Голубева, руководитель направления разработки франшиз «Франчайзинг-Интеллект» ментор Акселератора по созданию франшиз Мария Касаткина, соучредитель «Франчайзинг-Интеллект» Ксения Романова, региональный представитель РАФ по Свердловской области, экс-руководитель отдела сопровождения партнеров Пив&Ко, экс-франчайзи брендов CorsoComo, Groom Елена Стефанова, генеральный директор ООО «Инновационные страховые решения» Людмила Ростова, основатель геоаналитической платформы BST Organica Иван Иванов, основатель SKIFMUSIC и сервиса Shopozz Борис Колесников, директор по франшизе FoodBand Кирилл Скотников, основатель сети парикмахерских «Супермен» и COLBA Василий Михайлов, директор Digital IP Екатерина Чуковская, управляющий партнер юридической компании «Ткач и партнеры» Екатерина Ткач, эксперт в сфере автоматизации для HoReCa и ритейла Павел Смирнов, основатель digital-агентства Next Level Agency Павел Бурцев, директор департамента франчайзинга федеральной сети кофейных баров COFFEE WAY Людмила Фурсова.