Комитет Государственной думы по охране здоровья разрабатывает законопроект, который смягчит условия выдачи принудительной лицензии на производство запатентованных лекарств, сообщает журнал Vademecum.
Правовые дефиниции: принудительная лицензия выдается по решению суда в случае, если объекты патентного права не используются либо недостаточно используются патентообладателем, что приводит к недостаточному предложению соответствующих товаров, работ или услуг на рынке. Законопроект предусматривает выдачу лицензий российским производителям в случае прекращения из-за санкций поставок импортных лекарств или существенного повышения цен на них.
Мнение экспертов: депутат Госдумы Александр Петров отметил, что в приоритете сейчас вопросы о принудительном лицензировании. «Если любая фармацевтическая структура из-за рубежа прекратит поставлять лекарства или будет их поставлять по “небесным” ценам для России, мы будем выдавать принудительную лицензию. Нам нужно себя обезопасить — это факт. И не мы первые начали. Вопрос санкций — это действительно серьезная вещь, нельзя к нему относиться поверхностно, мы должны предусматривать все самые негативные сценарии и обеспечить наших пациентов лекарствами», — прокомментировал депутат сложившуюся ситуацию.
Примеры из практики: в 2020 году компания «Фармасинтез» получила принудительную лицензию на производство и продажу аналога препарата ремдесивир, который применяется для лечения коронавирусной инфекции. Патент на ремдесивир принадлежит фирме Gilead Sciences, которая отказалась заключать лицензионный договор с «Фармасинтез». В результате Правительство РФ распорядилось выдать принудительную лицензию на использование дженерика без согласия правообладателя.