На Международном форуме IPQuorum.Музыка эксперты обсудили, почему одна песня может иметь пять правообладателей, где кроются серые зоны авторского права, чем грозят устаревшие договоры 90-х и каковы новые риски цифровой эпохи.

В рамках сессии «Правовые рамки совместного творчества» были озвучены ключевые проблемы, которые возникают в сфере авторских прав и совместного творчества в музыкальной индустрии. В центре внимания оказались модели правоотношений между авторами, исполнителями и продюсерами, а также проблемы распределения прав и доходов. В ходе обсуждения были затронуты темы контроля за правомерным использованием произведений и борьбы с пиратами.

Основным вопросом стало множественное правообладание в музыкальной индустрии. Музыка – это та сфера, где редко встречаются произведения, права на которые принадлежат только одному автору. «В музыке избежать множественного правообладания практически невозможно, – отметила Екатерина Чуковская, директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP, – Изучая литературное или изобразительное произведение, мы можем обойтись без посредников – достаточно уметь читать или видеть. Но музыку большинство из нас воспринимает только через исполнителей. Ведь мало кто умеет читать партитуры или по нотам сможет понять замысел композитора. Поэтому в музыке возникает целая “матрешка” прав: композитора, автора текста, аранжировщика, исполнителя, изготовителя фонограммы – и все это получает конечный пользователь как единый, но многокомпонентный правовой “букет”».

Законодательство предусматривает, что распоряжение правами при множественном авторстве должно осуществляться совместно – если между авторами нет иного соглашения. Например, если музыкальное произведение с текстом создано как единое целое, то для заключения лицензионного договора – будь то с лейблом или другим участником монетизации – необходимо согласие всех соавторов: и автора музыки, и автора текста. Согласия одного из них недостаточно. «Все чаще в практику входит важный документ – соглашение между авторами, – подчеркнул Илья Горячев, советник юридический фирмы «Городисский и Партнеры», – Оно регулирует не “долю исключительного права” (что часто ошибочно указывается в договорах), а долю от доходов, получаемых от использования произведения. По закону, если иное не установлено соглашением, все доходы делятся поровну: при двух авторах – 50/50, при четырех – по 25% каждому».

Важным моментом является то, что в случае, если издательство или иной пользователь произведения не выполняет свои обязательства по выплате вознаграждений в течение месяца, договор может быть расторгнут автоматически. Это позволяет избежать длительных судебных разбирательств и упрощает процесс расторжения договоров, когда обязательства не исполняются.

Также в ходе обсуждения был поднят вопрос о проблемах, возникающих в результате несовершенства договоров, заключенных в 90-е годы. С переходом в цифровую эпоху старые договоры, в которых не учитывались права на использование произведений в интернете, становятся все более спорными. Это приводит к множеству судебных разбирательств, и все чаще возникает необходимость пересмотра условий таких договоров для включения новых способов использования, таких как стриминг или интернет-платформы. Эта юридическая лакуна становится причиной множества проблем.

Своим опытом и пониманием авторского права поделился Леонид Величковский, советский и российский музыкант, композитор и продюсер, экс-участник групп «Биоконструктор», «Технология», продюсер Лады Дэнс, Ольги Бузовой, певицы ELLA, группы Selfie, первый продюсер групп «Стрелки» и «Вирус»: «У меня богатая судебная практика – я прошел почти тридцать судов, связанных с авторскими и смежными правами, и по сути получил второе высшее образование в области авторского права. Поэтому могу сказать: чтобы стать автором, не требуется никакой регистрации. Авторское право возникает автоматически в момент создания произведения. Как только вы написали песню – вы уже ее автор. Регистрировать ничего не нужно. К сожалению, именно этот факт порождает возможности для махинаций. То же самое касается смежных прав: как только вы записали фонограмму, право на нее у вас есть. Но именно из-за отсутствия формальной процедуры возникают так называемые “серые зоны”, которые некоторые недобросовестные игроки сознательно используют», – подытожил музыкант.  

Когда речь заходит о стратегии использования музыки, одним из ключевых вопросов становится определение хронологии использования произведений и того, как авторы могут контролировать их распространение. Все чаще встречаются ситуации, когда произведения используются без согласия авторов или когда авторы и исполнители не могут договориться с наследниками о стоимости прав на использование произведений. Особенно часто это происходит с произведениями, которые были созданы много лет назад, например в советское время, и теперь, спустя годы, наследники предъявляют права на использование этих произведений.

В ходе сессии было рассмотрено несколько казусов, которые ярко демонстрируют сложность и многогранность вопросов, связанных с авторским правом в музыкальной сфере. Один из ярких примеров – случай, связанный с трансляцией произведения композитора Георгия Свиридова. Об этом кейсе рассказала Ирина Герасимова, заслуженный работник культуры Российской Федерации, генеральный директор – художественный руководитель Российского государственного музыкального телерадиоцентра (РГМЦ), академик Российской академии радио: «Спустя несколько лет после использования произведения “Метель” на радио возникла ситуация, когда наследники автора заявили свои права на компенсацию за использование произведения. Сложность заключалась в том, что радиостанция (бюджетное учреждение) не могла выплатить всю сумму, требуемую наследниками, из-за ограничений в бюджете. Это привело к долгим переговорам, и наконец, была достигнута договоренность о выплате отступных. Поэтому я прошу всех юристов, работающих с бюджетными учреждениями, особенно внимательно учитывать такие моменты», – порекомендовала Ирина Герасимова.

Кроме того, обсуждался случай с наследниками композитора Исаака Дунаевского, которые предъявили права на использование его произведений в мюзикле. Проблема заключалась в довольно большом числе наследников и в высоких требованиях, значительно повышающих стоимость использования произведений. Это привлекло внимание к вопросу о необходимости введения квот на стоимость прав для наследников.

Еще одной важной темой обсуждения стало эффективное противодействие пиратству и борьба с подражателями. Появление новых цифровых платформ и сервисов для распространения музыки, таких как стриминговые сервисы, привело к увеличению числа случаев незаконного использования произведений. В связи с этим участники форума обсудили, как можно использовать юридические механизмы для защиты прав авторов и исполнителей от пиратского распространения их произведений.

Особое внимание было уделено возможности подачи иска о запрете исполнения произведений конкретными исполнителями, которые используют произведения без согласия авторов. Верховный Суд РФ подтвердил, что автор может подать иск не только к организатору мероприятия или концертной площадке, но и напрямую к исполнителям, нарушающим права на исполнение произведений. Это открывает новые возможности для защиты прав и противодействия нарушителям.

Подводя итоги, эксперты форума отметили необходимость улучшения правового регулирования в музыкальной индустрии, особенно в свете новых технологий и способов распространения музыки. В частности, были высказаны предложения о создании единой информационной базы данных, которая бы помогала юристам и пользователям контента отслеживать права на произведения и избежать юридических казусов.

Участники также высказались о целесообразности введения квот на стоимость прав для наследников и ограничения на сумму, которую они могут требовать за использование произведений. Это позволит сделать систему более справедливой и доступной для всех участников рынка.

Форум стал важным шагом в обсуждении правовых вопросов, с которыми сталкиваются авторы, исполнители, продюсеры и пользователи музыкального контента. Обсуждение показало, насколько важно создание прозрачных и эффективных механизмов защиты авторских прав.